Это выражение используют все кому не лень. Зомби-вирусы в фильмах, ИИ, любые решения политиков — каждый рискованный феномен тут же называют в честь этой злосчастной шкатулки. А ведь все гораздо сложнее. Да и Пандора не виновата!
Все началось с Прометея. Он украл огонь у богов и подарил его людям. Зевс был в ярости и придумал изощренную двухступенчатую месть. Конечно, он планировал приковать бунтаря к скале, чтобы орел клевал его печень… Но сначала предстояло покарать людей — за дерзость подражать олимпийцам. Для этого он создал первую женщину.
Громовержец вызвал бога ремесел Гефеста, и тот из слюны Зевса и глины вылепил существо, в которое вложили неожиданно много сил для простой мести. Афродита поделилась с ней своей красотой. Афина — изысканно сотканными нарядами. Гермес, бог плутовства и шарма — харизмой и хорошо подвешенным языком. Покровительницы радости Хариты украсили ее драгоценностями и вплели в волосы цветы.
Получившуюся девушку назвали Пандора — «Всем одаренная».

«Пандора».
Джон Уильям Уотерхаус, 1896
Public Domain
На земле, как писал Гесиод, на тот момент царил Золотой век невинности и счастья. Существовали лишь мужчины (которые, судя по всему, только и делали, что метали диск и пили вино). Среди них бродили два титана — Прометей, обучающий смертных добыче огня, и его брат Эпиметей. Вот второму-то хитрые боги и подсунули Пандору. Конечно, тот моментально влюбился. Вскоре сыграли свадьбу, а в качестве подарка молодым сам Зевс вручил им кувшин с тайнами.
«Ящик Пандоры» — ошибка перевода. Изначально в мифах был пифос, то есть глиняный сосуд с человеческий рост.
Оплошность допустил «князь гуманистов», философ Эразм Роттердамский, который, перепутав, использовал слово «пиксис», то есть сундук. Этот-то кувшин и подарил громовержец, крепко-накрепко наказав Пандоре не открывать его ни за что и никогда. Той самой Пандоре, которой при творении сам же вложил жгучее любопытство пополам с тревожностью!
Девушка поначалу вела себя разумно. Да и Эпиметей ждал подвоха от богов. Пифос закопали в саду, от греха подальше. Но Золотой век был продолжительным, годы текли за годами, складываясь в уютные безгорестные десятилетия. А жгучая тайна все это время подтачивала семейное счастье, словно термиты. В какой-то момент любопытство взяло верх, Пандора откопала пифос и сорвала с него печать. Тут же из сосуда вырвались ужасные беды, которые туда запрятал мстительный Зевс. Вот они:
- Апата — обман
- Герас — старость
- Ойзис — горе
- Мом — хула
- Кер — насильственная смерть
- По́нос — тяжкий труд
- Лимос — голод
- Алгея — боль
- Дисномия — беззаконие
- Псевдея — ложь
- Нейкея — ссора
- Амфилоги — споры
- Махи — войны
- Гисмины — сражения
- Андроктасии — резни
- Фоны — убийства
Пандора спохватилась и закрыла крышку — в тот самый момент, когда из пифоса пыталась вылететь Элпида — надежда. Так что она до сих пор, должно быть, барахтается в том глиняном сосуде. Но самое главное — в мире появилась Смерть. Однако это все еще была не катастрофа. Золотой век сменился Серебряным: боги продолжали посещать наш мир, в нем постоянно случались чудеса. Горести уравновесили блага цивилизации: огонь подарил металлы, семья дала уютную гавань и дом.
Кстати, у Гомера сосуда было два: один с горестями, другой — с радостями.
И боги отмеряют каждому из обоих пифосов. Так что «Ящик Пандоры» — и не ящик вовсе, а кувшин. И он не только про беды, но и про неизбежное наступление цивилизации с ее проблемами. А еще про вечный баланс дурного и хорошего, а также Надежду. Вдруг она все же успела вырваться?
Даже Зевс в итоге сменил гнев на милость. Правда, однажды наслал всемирный потоп, уничтожив почти все человечество, — но это уже другая история.