Интроцикл — некогда подававший надежды транспорт, оказавшийся слишком экстравагантным, чтобы стать массовым. Его главное преимущество, забавность, перестало вдохновлять производителей, едва началась Вторая мировая. Зато он засветился в «Людях в черном», «Звездных войнах» и «Южном парке».
Идея сделать огромное колесо, внутри которого сидит ездок, на удивление стара. Прототипы появились еще в XIX веке.
Самым известным стал «Летающий велосипед янки» Ричарда Хеммингса.

Этот моноцикл 1869 года приводился в движение посредством мускулов.
Public Domain
Первый же моторизованный образец был создан в 1903-м. Его на Туринском автосалоне представила миланская компания Garavaglia. Маневрируя, нужно было сильно наклоняться, рискуя каждый раз рухнуть головой на асфальт.
Над разработкой транспорта на одном колесе в то время трудились инженеры по обе стороны океана.

FPG / Getty Images
В 1923 году в США профессор профессор Э. Дж. Кристи разработал гигантсткий гироскопический моноцикл с авиационным двигателем, который должен был развивать скорость до 400 миль в час.
Но вплоть до Второй мировой столицей интроциклов стал Милан. С ним связано два главных имени в истории этого транспорта. Двадцать лет спустя идеей увлекся миланский изобретатель (а по совместительству электрик и полицейский) Давиде Числаги. В 1922-м он подал патент на «Мотоколесо без шкворня». Он на 67 лет предвосхитил разработки швейцарского автомобильного конструктора Франко Сбарро. В 1989 году тот произвел сенсацию на Женевском автосалоне со своим «безступичным колесом». А началось все с эдакой безделушки.
Давиде Числаги отлично выступил на Миланской выставке. Его интроцикл высотой 145 см был оснащен двухтактным двигателем объемом 175 см³ с трехступенчатой коробкой передач. По скорости и мощности «мотоколесо» могло конкурировать с мотоциклами того времени. Но вот удобства это явно не касалось.

Public Domain
Тем не менее Числаги встретил соратника. Другой миланский изобретатель Джузеппе Говетоза присоединился к проекту. Вместе они нашли капитал, улучшили конструкцию и даже ненадолго стали звездами. Их интроцикл высотой 170 см с двухтактным двигателем Garelli объемом 350 см³ привлек внимание прессы.
Особенно их разработка полюбилась авторам приключенческих комиксов.

FPG / Getty Images
Да и цена оказалась щадящей: 5000 лир (для сравнения, популярный мотоцикл Moto Guzzi Sport 500 стоил 8750 лир). Но коммерческого успеха не случилось. Слишком уж эксцентричным выглядел этот монобайк. Последняя его демонстрация прошла в США, где племянник Давиде Числаги разбился на резком повороте, развив скорость под 100 км/ч.
Примерно в то же время еще более удивительная конструкция покоряла сердца обывателей за Ла-Маншем.

Public Domain
Англичанин Джон Арчибальд Первес решил проблему устойчивости, создав «Диносферу» — настолько широкий интроцикл, что в нем могли бок о бок ехать водитель и пассажир.


Public Domain (2)
А потом грянула война, и слишком странная идея пришлась не ко времени. Зато, по иронии, ее подхватили немцы. В бронетанковом музее в подмосковной Кубинке можно увидеть трофейный «Кугельпанцер» — самый странный и брутальный из монобайков. Он был довольно безобидным и работал как наблюдательный пункт для корректировки артиллерии.
Хотя на вид эта бронемашина напоминает десантную капсулу из Warhammer 40k.

Public Domain
В наше время традицию продолжает американец Керри Маклин, ярый энтузиаст интроцикла. Один из них едва не убил его в 2001 году во время аварии.
Rocket Roadster с двигателем V-8 от «Бьюика» оказался слишком уж скоростным и мощным.

Public Domain
Но Маклин не забросил хобби и создал еще около 25 разных вариаций. Одна из них поставила рекорд скорости для интроциклов — 98 км/ч. А две другие снялись в рекламе Nokia, прославившись на весь мир.
Сейчас существует пара компаний, которые специализируются на подобных одноколесных мотоциклах: Wheelsurf (с 2007) и Ryno Motors (с 2011). Но интроцикл так и не стал массовым, оставшись вычурной игрушкой для взрослых.

United Archives / Getty Images